Японский концептуализм

Японский концептуализм

Мало кто устраивает революции в одиночку, и мода – не исключение. Один модельер может создать сенсацию, но перевернуть мир под силу лишь тем, кто стоит плечом к плечу с единомышленниками. Про «японскую четверку» слышали немногие (что неудивительно, ведь они никогда не объединялись специально), однако влияние Йоджи Ямамото, Рей Кавакубо, Кензо Такада и Иссей Мияки на японскую, да и мировую моду сложно переоценить. Эти четверо дизайнеров буквально открыли миру глаза, подарив абсолютно новое видение моды и стиля. Что и говорить: до триумфа «четверки» японская мода ассоциировалась исключительно с кимоно.

Yohji Yamamoto(Йоджи Ямомото)

Ямамото всегда шил одежду свободного покроя и большого размера, подходящую для человека с любой комплекцией. Это сейчас подобными вещами завалены почти все прилавки масс-маркета, а в далеком 1984-ом это было настоящей сенсацией.

 Любимый цвет модельера – черный, его оттенки доминируют во всех коллекциях. Если говорить о стиле, то в своих образах Ямамото сочетает японскую философию ваби-саби и западные формы. Объяснить значение «ваби-саби» словами непросто: это красота несовершенного, мимолётного или незаконченного. По сути, ваби-саби – это концентрация японской эстетики, понятие, способность воспринимать прекрасное в своей естественности. Именно так и выглядят коллекции Йоджи Ямамото: грубые ткани, необработанные швы и яркий пример того, что содержание важнее формы. Вещи, созданные им, существуют вне времени и никогда не выходят из моды.

Rei Kawakubo(Рей Кавакубо)

Как истинный новатор, Рэй никогда не обращается к архивам модного дома, не цитирует прошлые коллекции и, разумеется, ее не интересуют модные тренды. Гений мира моды, которая никогда не училась на дизайнера одежды, предпочитает создавать исключительно то, чего никогда не было. Одежду ее марки Comme des Garçons часто называют «антимодой»: асимметрия, деформация, объём, незавершенность, отсутствие каких бы то ни было границ. Она часто разрушает привычные силуэты и формы, экспериментирует с материалами и технологиями. Любимые цвета модельера – черный, белый и серых, однако с 90-х годов в коллекциях появились и яркие оттенки. Критики называли коллекции Кавакубо и «апофеозом абсурда», и «разрушителем стереотипов», однако никто не оспаривал тот факт, что Рей – гениальна. Ее эксперименты и по сей день вдохновляют дизайнеров, а коллекции Comme des Garçons продаются по всему миру. 

Kenzo Takada(Кензо Такада)

Основатель бренда KENZO родился в Японии, но подлинное вдохновение и популярность обрел в Париже. В одежде, которую он создавал, Такада очень ценил пространство: как в духовном, так и в физическом смысле. Одним из первых он ввел моду на просторную одежду: как раз то, что нужно Западу, уставшему от подчеркнутой сексуальности. Критики назвали работы Кензо «новым деконструктивизмом». Каждая созданная модельером коллекция переворачивала мир моды: в его одежде не было ни пуговиц, ни молний, ни крючков, а вся конструкция создавалась не для того, чтобы подчеркнуть ее, а чтобы скрыть. Как и другие модельеры из «четверки», Такада не зависел от тенденций, предпочитая диктовать свои правила. Он создал собственное философское направление в моде, которое заключается в гармонии с природой и умении радоваться жизни: «номадизм». В 1993 году на марку обратил внимание крупнейший холдинг LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy), которому принадлежат самые известные модные бренды Франции.

Issey Miyake(Иссей Мияке)

Представителя концептуальной моды всегда привлекало французское качество и американский стиль, «одежда для людей»: простая и удобная. Мияке сумел покорить публику с самых первых коллекций: его одежда была непохожа ни на какую другую, она была принципиально новой. Из японских традиций костюма модельер позаимствовал стремление к комфорту и универсальности, а также многослойность и свободный крой. Дизайнер любит простые формы: круг, квадрат, прямоугольник, а также технику оригами – изгибы, складки, гофре. Как и Кензо Такада, он не слишком жалует застежки. Что касается материалов, то Мияке всегда привлекали функциональность и технологии. Модельер изобрел собственную концепцию моделирования «A Piece of Cloth» – создание одежды из единого куска ткани. Создавая одежду, Иссей Мияке всегда думал о человеке, который будет ее носить. В одном из интервью он сказал: «В японском языке есть три разных слова для понятия «одежда»: западная одежда, японская одежда, одежда вообще, но это слово может означать и удачу, и радость. Когда меня спрашивают, какое из этих значений подходит к моей одежде, я отвечаю, что создаю радость».

Источники фото:1 - Yohji Yamamoto, источник: www.elisetoide.com 6 - Rei Kawakubo, источник: designandculturebyed.com 8 - Kenzo Takada, источник: showstudio.com 11 - Issey Miyake, источник: www.clausette.cc