Как Марк Джейкобс наладил все дела бренда

Как Марк Джейкобс наладил все дела бренда

Ни одна премия CFDA не обходится без имени Марка Джейкобса в листе номинантов. Что-то сродни Оскару от мира моды – значимая награда, получаемая, естественно, за высокие достижения. В этом году Марк Джейкобс претендовал на звание лучшего дизайнера женской одежды, – с 2013 года он это делает регулярно. Но не случилось: его обогнал Раф Симонс. Хотя даже факт того, что Джейкобс был номинирован, вызывает вопрос. Не беспричинно, конечно.

Было время, когда Марк Джейкобс показал «новую женщину», смешав деловой стиль и гламур. Его музы, София Коппола и Вайнона Райдер, воплотили этот образ, став «первыми из первых» на красной. И имя Марка буквально гремело. 

София Коппола в 2002 году
Вайнона Райдер в рекламе Marc Jacobs Beauty в 2003

Сейчас складывается ощущение, что Джекобс сбился с выбранного пути

С новым режимом моды, требующим частых релизов, коллабораций, а также сезонных мастхэвов он перестал чувствовать, чего хотят клиенты, и не может поддерживать ажиотаж вокруг своих коллекций, как это делают его молодые коллеги. 

Самое примечательное, что Бернар Арно, исполнительный директор LVMH, во время обсуждения вопросов о бизнес-среде во время президентства Дональда Трампа сказал: «Я больше обеспокоен Марком Джейкобсом, чем президентом США». И это тревожный звоночек. Также Жан-Жак Гиони, финансовый директор, отметил, что Marc Jacobs стал самым коммерчески невыгодным в портфеле LVMH.

В 2015 году Марк Джейкобс прекратил деятельность своей популярной второй линии Marc by Marc Jacobs. Компания также закрыла десятки магазинов как по всей Европе, так и в Нью-Йорке, – у бренда теперь даже нет флагманского магазина.

Помимо закрытия магазинов и масштабного увольнения сотрудников потрясением стал уход Роберта Даффи, его бизнес-партнера и движущей силы бренда. Именно он привлек инвестиции LVMH и сделал бренд одним из самых коммерчески успешных. Но все закончилось: свой пост он оставил в 2015 году, и дальше началась должностная чехарда – сначала на его место был назначен Себастьян Зуль, затем – Эрик Маречалле.

Из гранжа в Louis Vuitton

В это же время представители LVMH отказались от интервью, опубликовав многозначительное: «В Marc Jacobs International идет переворот, и мы видим значительные признаки прогресса». Что это значит, будет понятно позже. 

Louis Vuitton Ad Campaign Fall 2000

На протяжении двух десятилетий Макр Джейкобс считался одним из самых талантливых дизайнеров и истинным преемником Кельфина, Донны и Ральфа, – так было с тех самых пор, как в 1992 году одел моделей во фланель. В 1997 году Марк, имея свой бренд, стал креативным директором Louis Vuitton и буквально перевернул консервативный модный Дом. Сенсационные показы, сотрудничество с художниками, – именно Джейкобс положил начало нынешних тенденций в индустрии. 

"Они создавали ажиотаж. Но это не было формулой успеха. Просто что-то новое должно было происходить каждый сезон"

Во время Недели моды все ждали единственный показ – Marc Jacobs, ведь он бы настоящим шоу, похожим на рок-концерт. В те дни Марк Джейкбос создавал удивительные вещи: да, в них было немного панковского, но при этом они оставались роскошными, – и это сочетание несочетаемого под силу не многим. Но самое главное, он смог найти свою аудиторию – энергичных девушек с нестандартными взглядами, но при этом далеких от моды тех времен.

Но драматичное превращение Марка в «мускулистого, бронзового и сияющего бриллиантами» предвещало начало новой эпохи и получило шквал критики, – прошлый безумный Джейкбос был ближе его аудитории. Более того, его реабилитация после беспорядочного образа жизни с наркотиками, алкоголем и публичными отношениями с порнозведой вызывала обеспокоенность и вопросы: сможет ли Марк после этого работать на один из самых легендарных брендов? Но случилось вполне ожидаемое – в 2014 году он покинул свой пост, решив сосредоточиться на собственном бренде. Хотя истинные причины такого решения, конечно, остаются неразглашенными.

Его проблемы распространились и на творческую сторону: за время своей работы Марк Джейкобс абсолютно точно попадал в сердце покупателя, но теперь он потерялся и перестал чувствовать желания аудитории. Возможно это связано с уходом Даффи, который держал дизайнера в тонусе и сидел вместе с ним вплоть до начала шоу, но также говорят, что бренд давно нуждался в творческом директоре, который бы передавал видение Марка. 

Сам Марк признает, что не понимает современную культуру и не ощущает ее темпа. Но тем не менее, вся индустрия все еще ждет его показов с замиранием сердца, надеясь увидеть то, что было раньше. Последнее его шоу Кэти Хорин в свойственной ей манере назвала «роскошными похоронами», тогда как главный критик моды New York Times Ванесса Фридман дала комментарий, который выражает всю ситуацию, в которой оказался Марк: «Он наш великий талант. Но этого недостаточно». 

Удивительно, что бренды, находившиеся в тени, сейчас освоили социальные медиа и вышли на главную сцену, – Balenciaga и Gucci еще никогда не были так популярны. И пока Mарк получает номинации CFDA, его марка перестает восприниматься как люкс. И лучшее доказательство этому тот факт, что влиятельный Barneys New York перестал носить сумки Marc Jacobs.

Но несмотря на то, что прошлые коллекции упали в цене, дела бренда начали идти в гору, – его весенне-летний показ, а затем и осенний бурно обсуждали все медиа. На вопрос, сможет ли Марк Джейкобс вернуть свой прежний успех, господин Фраш ответил: «Это сложнее, намного сложнее, чем было до этого. Но успех зависит не только от Марка, но и LVMH и их прогнозов для основной линии». Ферн Маллис, бывший исполнительный директор CFDA, а теперь отраслевой консультант заявил, что многие люди верят в талант Джейкобса. «Марк – это не тот, кого можно сбросить со счетов», – говорит он. По его словам, талант Марка Джейкобса слишком велик.

"Он рисковый, и ему все равно. И это вызывает восхищение"

Ферн Маллис, исполнительный директор CFDA