О творчестве художника и дизайнера

О творчестве художника и дизайнера

Раф Симонс во многих вещах предвосхитил свое время и сделал мужскую моду за две декады современной, живой и реальной.

У него хватило смелости в 90-х выпускать на показы своих коллекций моделей прямо с улицы, искать новые нестандартные лица, переосмыслять субкультурные коды и цитаты, к слову, этим сейчас известен Демна Гвасалия. Раф как настоящий художник тонко чувствует время, контекст и социально-культурные настроения.

"Мне необходимо искусство. Я не могу жить без него. Ce n’est pas possible. Это как воздух"

Раф Симонс родился в крохотном европейском городке в Бельгии, на границе с Голландией - в Неерпельте. В городе и сейчас едва насчиталось бы десять тысяч жителей. Как любой другой подросток из небольшого и провинциального города, который не отличаются развитой и богатой культурной жизнью, Раф находил отдушину в музыке. Ностальгические сноски о любимых группах и отголоски величия былого нью-вейва теперь мы часто наблюдаем в его коллекциях.

Там не было культуры. Там не было ничего. Именно поэтому для меня столько значила музыка. Она была единственным спасением.

Раф Симонс
“repeat (1995-2005)”

Творческий путь Симонса не такой гламурный, как принято ожидать от андеграундного дизайнера - ни курсов Central Saint Martins, ни Королевской академии Антверпена. Раф изучал промышленный дизайн и никогда даже не задумывался о моде ровно до тех пор, пока не оказался на показе коллекции Maison Martin Margiela в начале 90-ых. К этому моменту он стажировался в студии другого бельгийского дизайнера Вальтера Ван Бейрендонка, с подачи которого и попал на свой первый модный показ. Перфоманс и коллекция произвели настолько сильное впечатление на молодого Симонса, что его дело жизни выкристаллизовалось практически сразу.

Raf Simons
Raf Simons

Собственный лейбл дизайнера существует уже около 20-ти лет, а его влияние на мужскую моду в частности сложно переоценить. После громкого показа, “Radioactivity”, в далеком 1998-ом о Симонсе уже невозможно было не говорить как о влиятельной фигуре в мире моды, и с каждым новым сезоном это становилось всё более ощутимо.

Первый показ дизайнера Raf Simons A/W 95/96

Раф Симонс известен не только тихой революцией в мужской моде

В бунтарской и минималистичной коллекции "Black Palms" 98-ого использовались ссылки на Sex Pistols, в драматичной коллекции “Radioactivity”, присутствует много цитат и интерпретаций творчества немецкой группы Kraftwerk, вдохновением для дерзкой “Riot, Riot, Riot” послужила эксцентричная фигура британской сцены - самого молодого и “трудного” участника группы Manic Street Preachers, Ричи Эдвардса. Но особое внимание Симонс всегда уделял Joy Division и New Order: обложками альбомов и графикой дизайнер украшал коллекции и в 90-х, и в нулевых, и последний показ для будущей весны 2018-ого.

Бельгиец синтезирует в своих коллекциях всё темную сторону юности и подросткового бунтарства: агрессию, взросление, максимализм, потерянность и отчаяние, которые присущи любому тинейджеру. Симонс использует атрибуты маргинальных субкультур и универсальные коды молодежных коммьюнити - объёмные силуэты, позаимствованные у габберов, рейверские прически для показов, патчи и нашивки, логотипы - и виртуозно сплетает каждый элемент в единый цельный узор концепции собственного бренда. 

Raf Simons SS 2018

Последний показ Raf Simons объединяет атмосферу вечнонеонового Чайнатауна, зловещий мир фильма "Бегущий по лезвию" и референсы из прошлых коллекций дизайнера с графикой Питера Сэвилла в качестве принтов и посланий.

Раф Симонс известен не только тихой революцией в мужской моде, но и супер успешным сотрудничеством с лаконичным Jil Sander и консервативным Dior, где бельгиец выступал главным дизайнером на протяжении нескольких сезонов. Сейчас Симонс отвечает за коллекции Calvin Klein. Для американского бренда такое сотрудничество - это глоток свежего воздуха. 

Достаточно немного приглядеться к рекламной кампании и не остается сомнений - амбиций дизайнера хватит, чтобы превратить бренд из 90-х в нечто гораздо большее нежели просто американскую марку одежды: съёмки моделей перед полотнами классиков американской поп-культуры, кампейн по мотивам историй Джека Керуака, клип группы The XX, в котором все модели представляют новую коллекцию бренда. Своего рода secret message и довольно явно читаемый намек во что преображается Calvin Klein - одежда модного дома, благодаря идеи, которую развивает Раф Симонс, уже где-то на подсознании олицетворяет своего рода классику американского искусства.