За или против: Planned obsolescence

За или против: Planned obsolescence

Что же скрывается за определением Planned obsolenscence? Это понятие переводится на русский язык как планируемое устаревание. Для обложки статьи не зря была выбрана лампочка, и вот почему. Планируемое устаревание впервые было применено на практике картелем Phoebus. В ночь перед сочельником 1924 года крупные энергетические компании такие, как Osram, Philips и General Electric договорились, что срок службы производимых ими повсеместно ламп накаливания не должен превышать установленный норматив в 1000 часов. В случае превышения срока службы лампы более положенного на компанию производителя накладывались штрафные санкции, регламентируемые руководством картеля и соизмеримые с количеством переработанных часов. Картель прекратил своё существование в связи с началом Второй Мировой Войны в 1939 году. 

Теперь поговорим о моде. Всё дело в том, что определение "planned obsolenscence" неразрывно связано с индустрией моды, ведь большинство производителей выпускает как минимум две коллекции в год, которые год за годом сменяют друг друга, привнося всё больше "новизны" с каждой последующей, тем самым "состаривая" предыдущую. Для нас это является нормальным течением модной индустрии, она не стоит на месте, а вместе с ней и потребитель, который либо движется в этом течении (т.е. следует модным тенденциям), либо нет.

Стоит ли бояться planned obsolenscence? Страх быть вовлеченным в игру производителей модной одежды весьма понятен, особенно учитывая то, что потребитель в этой игре, как правило, безучастен. Тут я встану на сторону модных домов из премиальных и люксовых сегментов. Как правило, все люксовые модные дома принадлежат тому или иному конгломерату, в этом правиле попадаются весьма выдающиеся исключения - это компании, сохранившие свою независимость и самобытность. Для сегмента люкс характерны огромные траты на привлечение талантливых дизайнеров, поиска новых тканей, новых способов производства и обработки материалов, приобретения лучшего сырья, маркетинга и многое другое. На другом краю спектра сегмент фаст-фэшен, который может выпускать до десяти коллекций в год, экономя на материалах и подхватывая наиболее удачные тенденции, причём делает это практически мгновенно (известно, что одна компания в этом сегменте тратит всего день на то, чтобы нарисовать эскиз и произвести по нему вещь). И те, и другие участвуют в создании моды, только одни задают тенденции, а другие выводят их в массы, тем самым обесценивая и подстёгивая к тому, чтобы первые генерировали всё новые и новые тенденции. Таким образом, planned obsolenscence действует в индустрии моды. Благодаря ему в десятке богатейших людей планеты вот уже который год числятся такие фамилии, как Бернар Арно и Амансио Ортега.

Я не случайно занял сторону премиального и люксового сегмента. На мой взгляд лучше покупать меньше, но лучше, тем самым вкладывая свои скромные сбережения в генерацию новых идей и сдерживание безрассудной гонки. В этом вопросе каждый вправе занимать ту или иную позицию и не бояться осуждения со стороны, вот только оставаться безучастным практически невозможно.