Модные дома и их архитекторы
Постиндустриальная эпоха принесла с собой коренные изменения в fashion-индустрии. Вследствие роста монополизации в конце ХХ века многие бренды стали искать новые способы выражения своей идентичности, поддержания стабильного роста компаний и удержания покупателей.
Жан Нувель
Fondation Cartier
Париж
Последнее вынудило модные дома осваивать новые рынки. Один из них - товары массового потребления - отличался от их основы - производства уникального продукта. То есть того, что может позволить себе ограниченный круг людей. Это противостояние привело к следующим вещам. Дома стали:
1.Производить и продавать товары, доступные большинству покупателей для сохранения и приумножения прибыли.
2.Одновременно осваивать искусство патронажа, взаимодействовать с музеями, людьми искусства, архитекторами для выражения собственного я.
Versace Jeans
Первый пункт привел к возникновению множества линеек у брендов: подиумные коллекции и линии массового потребления (casual, jeans), селективная и обычная парфюмерия, высокое ювелирное искусство и бижутерия. Вторая - к этим самым Foundations, Metiers d’Art и сотрудничествам с ведущими архитекторами.
Мастерские Lesage, Desrues, Lemarié, Michel и Massaro,
Выход моды на поле архитектуры и искусства дал им самое необходимое - продвижение и внимание. Они ей - важность «архитектурного имиджа». Как отражения не столько себя, сколько своего статуса. Во главе стола становится не продажа вещей, а их подача. Через их «недостаток» показать их значимость. Почти как экспонат в музее.
Chanel Metiers d'Art House (2020)
Рудо Ричотти
Париж
Все началось с сотрудничества Prada и архитектурного бюро OMA. Его основатель, Рем Колхас, буквально с нуля создавал архитектурный имидж бренда. Колхас - автор интерьеров подиумов, бутиков Prada, золотого Fondazione Prada, дизайнер линейки аксессуаров. И он и является создателем теории «бутик-музей, роскошь - внимание». Собственно то, что мы можем наблюдать во всех магазинах сейчас.
Своей работой с именитыми архитекторами и дизайнерами славится Valentino. Дэвид Чипперфильд так же создал интерьерный имидж самого Valentino, а Индия Мадави - RED Valentino. Заха Хадид долгое время разрабатывала подиумы и арт-павильоны для Chanel, выпускала серию одежды и аксессуаров с Bulgari, Lacoste, Adidas и другими. Японец Тойо Ито - автор бутика Tod’s в Гинзе, Токио, а Кристиан де Портзампарк - сеульского Dior.
Громче всех в мире дает о себе знать Louis Vuitton. Кажется, споры о «спорном» проекте Fondazion LV Френка Гери не утихают до сих пор. Но и не меньше внимания заслуживает их флагман в Сингапуре от FTL Design Engineering Studio
Конечно, выгода от такого сотрудничества есть и у моды, и у архитектуры. По меньшей мере - оба получают статусность, внимание и идентичность. Как максимум - в камне обеспечивают бессмертие для своего имени, своего бренда. Ведь все уходит, но имя и архитектура остаются (чаще всего).