Магия черно-белого: Кино для вдохновения

Магия черно-белого: Кино для вдохновения

Зачем говорить о тонкостях кино, а тем более писать о нем на сайте, посвященном сфере моды? О моде и кино, их взаимосвязи сказано много. И все всё знают и понимают: кино может продвигать в массы модные тенденции; костюм, в свою очередь, раскрывает историческую эпоху, создает определенное настроение сцене или характер героя. Но нас интересуют мода и кино как два явления одинаково вдохновляющие, эстетически значимые и несущие определенное настроение.

Сегодня, когда кино снимается почти всегда на цифру, а у большинства черно-белая картинка ассоциируется с 20-ми годами и вообще с прошлым, монохромный ряд выглядит всегда по-особенному. По-особенному черно-белый фильм и воспринимаемся: в нем усилена эмоциональная нагрузка, больше внимания приковано к деталям, а по красоте многие черно-белые картины не уступают цветным.

Мало, кто знает, что переход к цветному кино занял почти 30 лет, этому препятствовали экономические (дорого), технологические (сложно) и, наконец, эстетические причины ("лживо" - да, именно так). Цвету пришлось бороться с черно-белым мышлением. Сегодня это звучит удивительно, но многие считали, что цвет отвлекает от повествования, а цветная картинка является пародией реального мира. В то время и номинации премий "Оскар" были разделены по двум категориям: черно-белые и цветные фильмы. 

Кадр из кинофильма "Рома", режиссер Альфонсо Куарон (2018)

Сейчас у цветного и черно-белого кино - почти равные права. Интересно то, что с экономической точки зрения произошел обратный перекос: многие специалисты кино отмечают, что в современных условиях снять качественное черно-белое кино намного сложнее и даже дороже, чем цветное. А ведь в далеком 1954-ом легендарные "Римские каникулы" было решено снимать в черно-белом формате именно по причине экономии. Так или иначе каждый фильм, каждый выбранный формат имеет свои особенности, свои отдельные приемы.

Сегодня один из лидеров по количеству номинаций на знаменитую премию "Оскар" черно-белый фильм "Рома". А 6 лет назад лауреатом пяти заветных статуэток стал фильм "Артист"- не только черно-белый, но и немой. До него в далеком 1994-ом получил 7 наград из 12 номинаций всеми известный черно-белый "Список Шиндлера", в том числе и за лучшие костюмы. Да, черно-белого кино сейчас снимают не так много, но тем оно и привлекательней. А высокая оценка зрителями и различные номинации кинопремий и фестивалей говорят только об одном - сегодня черно-белое кино не перестает быть актуальным, а главное - успешным.

Хочется отдать дань черно-белому кино, признаться в своем неравнодушии к монохромной картинке, поблагодарить всех, в том числе и современных режиссеров, в создании черно-белых историй. Поэтому хочу вспомнить черно-белые фильмы разного времени (преимущественно классику прошлого), которые сегодня не перестают вдохновлять и дарить определенную радость своим визуальным рядом, настроением, и, конечно, стилем.

"Римские каникулы", 1953

Грегори Пек и Одри Хепберн - несомненно одна из самых красивых и стильных пар в истории кино. Именно эта картина возникает одной из первых в голове, когда думаешь о моде и кино. Десять номинаций "Оскар", три полученных статуэтки: за сценарий, за работу художника по костюмам в черно-белом кино (легендарный художник по костюму - Эдит Хэд) и за лучшую женскую роль, которая принесла актрисе еще и "Золотой глобус". Костюм в фильме действительно играет важную роль: мы видим, как героиня на протяжении всей картины постепенно меняется, раскрепощается. Параллельно меняется и ее одежда: статусные роскошные наряды уступают место более скромному повседневному комплекту, но который все еще сдержанный, "закрытый" длинными рукавами, перчатками, классическими туфлями на невысоком каблуке. А затем появляется свобода и простота: рукава рубашки подвернуты, она теперь не застегнута на все пуговицы, а на ногах плоская и удобная обувь.

Вся визуальная составляющая картины продумана до мелочей. И что немаловажно, весь фильм действительно снимался в Риме: мы можем любоваться реальными локациями Вечного города: начиная с Колизея, "Испанской лестницы", "Стены желаний" и заканчивая кафе "Рокка" и реальной парикмахерской недалеко от фонтана Треви и многими другими достопримечательностями.

Смелость и любознательность героини подкупают, после просмотра всегда хочется сделать решительный шаг: остричь коротко волосы или рвануть в Рим, а лучше все и сразу! Одна из любимых и стильных, на мой взгляд, сцен фильма для многих может показаться неожиданной - "утро в пижамах". Сразу начинаешь понимать важность и обязательное наличие у себя специальной домашней одежды (а не растянутых треников и футболок).

"На последнем дыхании", 1960

Если вы не смотрели культовый фильм Жан-Люка Годара, открывшего эпоху новой французской волны, то образы героев вам точно покажутся знакомыми: их стиль продолжает вдохновлять и влиять на мировую моду. И здесь особенно примечательно, что дизайнера по костюмам не было, актеры снимались в своей одежде. Жан-Поль Бельмандо в роли молодого преступника элегантен и одновременно небрежен в своем стиле. Его напарница по фильму, американская актриса Джин Сиберг, обладает удивительным шармом и женственностью, при этом ловко используя одежду своего друга и носит ультракороткую стрижку "пикси".

Мужчины точно задумаются о применении мужских аксессуаров: от солнечных очков и туго повязанного галстука до кепки-реглан и шляпы-федоры, а девушки непременно оценят образы главной героини, влюбятся в полоску и найдут применение базовым футболкам с надписями. Повседневный Париж 60-х сам по себе привлекателен и не оставит никого равнодушными!

"Летят журавли", 1957

Возможно кто-то, кто далек от искусства кино, будет удивлен выбором данного фильма. И нет, это не дань отечественному кинематографу. Это по-настоящему тонкий и красивейший фильм. Это драматическая история, признанная всем мировым киносообществом. Это единственный российский фильм, удостоенный главного приза Каннского фестиваля - "Золотой пальмовой ветви".

Первый раз этот фильм я посмотрела в далекие школьные годы, конечно, не признав величия. Но спустя много лет, имея уже определенный "вкус", при просмотре картины я поняла, откуда в моей голове "образ берез в круговороте".

Зачем смотреть? И при чем здесь мода? Смотреть такие фильмы не просто, для них надо вырасти, чтобы действительно получить удовольствие от картинки, от операторской работы (отдельно отмеченной на Каннском фестивале 1958-го). Потому что фильм необычно смелый для 60-х годов советского времени. Потому что Хрущев назвал главную героиню Татьяны Самойловой - Веронику - "падшей женщиной" (звучало по-русски жестче), а фильм тогда вообще порочил героический подвиг советского народа. Хотя после успеха на Каннском фестивале, фильм был все-таки признан шедевром советского кинемоатографа. Потому что актриса, исполнявшая главную роль, Татьяна Самойлова, обошла на Каннском фестивале саму Софи Лорен. Да, потому что красиво! Потому что - наш (Господи прости)!

И мода есть. Здесь не сложно отследить настроение и изменения героини по костюму, которые можно разделить на три периода: до войны - беззаботно струящиеся платья с оборками; во время войны - строгий и всегда черный свитер, который передает "смирение" и скорбь по прошлой жизни. В самом конце мы видим Веронику в белом платье, окруженная охапками цветов, она кажется нам невестой и олицетворяет собой сначала некоторую грусть (мы знали, что она будет одна, но не ожидали белого платья), а затем все-таки готовность к переменам, уверенность и надежда на лучшее.

"Приключение", 1960

"Приключение" - первый фильм "трилогии отчуждения" Антониони. Начав с этой картины, вы можете постепенно погрузиться в завораживающие черно-белые, почти пустынные пейзажи и интерьеры следующих год за годом фильмов: "Ночь" и "Затмение". Стилистика и тематика всех трех картин схожа, а главные герои настолько всегда красивы и весьма состоятельны, насколько одиноки и потеряны, циничны и разочарованы, они не могут найти свое предназначение в жизни.

Во всех трех картинах мы можем вдоволь насладится красотой Моники Витти - легенды мирового кино и музы Антониони. Всегда аристократична и загадочна, с пышными уложенными волосами, выразительными и идеально подведенными глазами. Образ героини - пример того, как сочетая минималистичный и иногда строгий стиль, можно всегда оставаться женственной и сексуальной. Все внимание к платьям-трапециям и юбкам ниже колена; блузки и джемпера только свободного кроя, но всегда с акцентом на талии; а базовые принты: клетка, полосы и горох выглядят естественно и непринужденно.

Отдельно стоит сказать, что Антониони всегда снимал у себя самых красивых актеров, так в трилогии мы видим Марчелло Мастроянни, Алена Делона, Жанну Моро и Леу Массари - все молоды и безумно прекрасны, наряду с особым миром, созданным на экране, дарят самый высокий уровень эстетического наслаждения.

"Сладкая жизнь", 1960

Трагикомедия, с которой началась дружба легендарного режиссера Федерико Феллини и популярного актера Марчело Мастроянни.

Сладкую жизнь называют одной из самых ужасных, трагичных и одновременно самых высоких, изящных картин. Данная дихотомия также усилена отсутствием определенного сюжета, мы как бы наблюдаем за неделей праздной жизни главного героя. Сегодня герои фильма, их отношения друг к другу и к жизни в целом актуальны как никогда. Режиссер высмеивает многие моменты праздной жизни. Но даже этот тонкий саркастический юмор не способен перебить горькое послевкусие от "сладкой жизни", которое только усиливается к концу фильма.

Что касается визуальной картинки фильма, она невероятно красива и элегантна, не только благодаря актерскому составу и очарованию ночного Рима, но и благодаря работе Пьеро Герарди - итальянского художника-постановщика и художника по костюму. И он собственно и получил "Оскар" как дизайнер костюмов этого фильма, выступая также арт-директором и декоратором фильма. Примечательно, что спустя 2 года этот художественный тандем с участием Мастроянни в фильме того же Феллини получает вторую золотую статуэтку за дизайн костюма в фильме "Восемь с половиной".

Художник придавал одинаково важное значение мужским и женским костюмам. Но мне хочется больше остановится на главном герое. По его образу мы видим, что уже тогда итальянский стиль признавал более приталенный силуэт, подчеркивая мужскую силу и некую утонченность. Художник с первых кадров картины специально делает аксессуары персонажа более заметными: черная рубашка, большие запонки в сочетании с черной рубашкой, галстук, темный солнечные очки. Эти детали помогают понять зрителю - перед ним шикарный, сексуальный образ героя, но в то же время непринужденный, о чем говорят его манеры и поведение.

Для кого-то вышеуказанный выбор может показаться неполным, поэтому каждый смело может включить в него свое "черно-белое вдохновение". Возможно для кого-то это магический реализм Люка Бессона в "Ангеле - А" или снятый по комиксу фантастический "Город грехов", режиссер которого Роберт Радригес считает черно-белую картинку самой важной особенностью своего фильма.

У меня же непроизвольно в первой пятерке черно-белых фильмов выступи картины конца 50-х начала 60-х. XX века. И думаю не зря, это время сильного авторского кино, которое во главу угла ставит самого человека, его переживания, реальные проблемы, чувства и пороки. Это новый взгляд оказался одним из самых культовых, стильных и вдохновляющих!

Для многих список будет точно неполным без такой классики, как знаменитая американская комедия "В джазе только девушки" с узнаваемым образом Мерлин Монро или без победоносной роли Грегори Пека в "Убить пересмешника". Кто-то даже вспомнит современную анимацию "Франкенвини" Тима Бертона и все его предыдущие монохромные эксперименты. Здесь же упомянут черный кофе и белые сигареты Джима Джармуша. Можно продолжать дальше, находя разные стили черно-белого фильма на любой вкус.

Так или иначе этот формат кино задает определенный настрой (и не обязательно в ретро стиле), дарит полет фантазии, а с ним и удовольствие от просмотра.