Фабр и Марс

Фабр и Марс

Зима с её коротким днями и холодами - подходящее время разнообразить досуг и вдохновиться современным искусством для творчества или модного образа, а также получить новые впечатления. В Москве и Петербурге проходят крупные выставки в залах больших музеев и галерей, а также в интерактивных пространствах нового формата, на которые обязательно стоит обратить внимание. Две визуальные инсталляции, порой отсылающие к творчеству Джеймса Таррела, посвятившего свою жизнь свету и манипуляциям с ним, и две - об открытом диалоге классического искусства с современным, перед которым лучше подготовиться и поинтересоваться заранее авторами.

Выставка “Теория поля” в аудиовизуальном Центре “Марс” с 7 октября по 10 марта.

В начале октября распахнул свои двери петербургский зал Центра МАРС с мультимедийной выставкой “Теория Поля”, переполненной digital-инсталляциями от художников из разных стран. От участия и взаимодействия зрителей меняются и оптический эффект самой выставки, и аудиовизуальное сопровождение. Проект петербургской команды TUNDRA “Черная дыра” - один из участников инсталляции, позволяет при помощи специальных очков погрузиться в трехмерный объемный мир, состоящий из потоков цифровых помех. А инсталляция «Timée» французского художника Гийом Мармана воплощает теорию Платона о звуке в пространстве, заставляя звучать солнечную систему согласно законам её движения и формируя особую среду вокруг зрителя из тонких световых лучей. 

Новый выразительный язык помогает художникам исследовать и фундаментальные физические законы, и эффект взаимодействия со зрителем, например, создать изображение при помощи движения глаз, переводя взгляд из одной точки экрана в другую. Посетители с помощью цифровых технологий и шлема виртуальной реальности могут попробовать себя в роли медиахудожников. Окунуться с головой в мир современных технологий можно до 10 марта.

Фотографии: пресс-служба центра МАРС.

“Ян Фабр: Рыцарь отчаяния — воин красоты” Музей Эрмитаж, с 20 октября по 30 апреля.

В залах Главного Штаба и Зимнего дворца на полгода разместилась уникальная инсталляция, созданная одним из крупнейших мастеров современного искусства Яном Фабром. Бельгийский художник придумал петербургский проект “Рыцарь отчаяния – воин красоты» специально для Эрмитажа. Настолько же масштабную экспозицию, в том числе на фоне монументального классического искусства, Ян Фабр демонстрировал 8 лет назад для пространств Лувра.


В здании Зимнего дворца работы художника располагаются на фоне фламандских и голландских мастеров XVII века и это вовсе не случайно, ведь сам Фабр - фламандец из Антверпена, и в залах Эрмитажа ведет, своего рода, сложный диалог со своими великими предшественниками.

Название выставки раскрывается видеоинсталляцией, где Ян Фабр в доспехах рыцаря весом под 40 кг шествует по залам Зимнего дворца, преклоняя колено перед великими шедеврами, интерьерам и предметами искусства.  

В пространстве Главного Штаба расположилась не менее интригующая часть экспозиции, чем в Зимнем: совместный перформанс Фабра и главного московского концептуалиста Ильи Кабакова в костюмах жука и мухи, проект с чучелами бездомных животных, погибших на дорогах и фигуры монахов, выполненные из полых костей. Многие его художественные выступления часто посвящены темам смерти и перерождения, а также месту и роли художника в современном мире.

Серия «Мои королевы», 2016 год.

Едва открывшаяся выставка бельгийского мастера уже вызвала волну интереса и неоднозначную реакцию посетителей. В своё время парижская публика встречала инсталляцию в Лувре примерно с таким же протестом и отторжением. Ян Фабр действительно известен скандальными и громкими перфомансами, но для Эрмитажа создал уникальный проект, насквозь пронизанный романтикой, и похожий скорее на почтительный поклон современного художника своим истокам. К тому же, и для Эрмитажа это важная и сложная экспозиция, в чьих залах с вневременной классикой и бесконечным хранилищем предметов роскоши былых времен, не часто разворачиваются настолько современные и громкие инсталляции.

Традиционный, тяжеловесный и энциклопедический музей классического искусства исследует новые формы взаимодействия с посетителем и стремиться смахнуть пыль и оживить полотна и Рубенса, и Ван Дейка в диалоге с выдающимся художником современности.