Гид по творчеству: Мартин Маржела

Гид по творчеству: Мартин Маржела

Мартин Маржела поддерживает ореол загадочности и неизвестности вокруг своего имени и модного дома вот уже около 30-ти лет. После окончательного ухода из собственного бренда и с радаров прессы, его персона не перестает всплывать в информационном поле: то Канье Уэст выложит треть архива Maison Martin Margiela в инстаграм, то появятся братья Гвасалия с похожей концепцией и будут использовать знаковые приемы некогда культового дизайнера.

Вместе с тем, любопытство к фигуре Маржелы с момента его ухода не утихает, а напротив, беспощадно растёт и уже воплотилось в полнометражный фильм “We Margiela”.

@wemargiela

Чтобы представить в полной мере, какое влияние оказал (и до сих пор это делает) Мартин Маржела на фэшн-процессы в своё время, стоит вообразить себе 80-ые во всем своем великолепии: культ супермоделей, логомания, погоня за статусом и роскошью, максимализм и отчаянное и бессмысленное потребление (кажется, что-то знакомое). 

В этом котле гламура едва появившейся бренд с полностью противоположной идентичностью всем культурным кодам декады, произвел необратимое впечатление на всю фэшн-сцену. 

- The Antwerp 6+1

Маржела закончил колыбель бельгийских дизайнеров, Королевскую академию искусств в Антверпене, и хотя он не имеет прямого отношения к так называемой “бельгийской шестерке”, его нередко относят седьмым к той, новой для своего времени, волне авангардистов, вышедших из антверпенской школы. Контркультурная по своей сути, эстетика Мартина, созвучна и с идеями предыдущего поколения деконструктивистов в моде - Рэй Кавакубо и Йоджи Ямамото. Маржела всегда очень ревностно относился к сравнениям с Кавакубо и обвинял японцев в вычурности и нежизнеспособном дизайне ради дизайна, но приемы он использовал те же: деконструкция кроя, переработанные материалы, состаривание тканей, гиперсайз и мешковатость, асимметрию.

- Maison Martin Margiela

После учебы в Антверпене, Маржела стажировался у Жан-Поля Готье, который тоже во многом экспериментировал и мог позволить в 80-ые выпустить коллекцию буквально из мусора, несмотря на то, что создавал коммерчески успешные вещи.

#Semi Couture

Первый показ бренда Maison Martin Margiela прошел в 1988 году, а уже третья коллекция нового модного дома навсегда вошла в историю - дефиле на заброшенной детской площадке в Париже, которое не раз будет вспоминать начинавший тогда Раф Симонс и которое навсегда изменило положение дел в модной индустрии. Каст моделей с улицы, участие в создание дизайна большой команды, а не одного дизайнера, игнорирование сезонности и первые пробы see now, buy now - и это не про Vetements и братьев Гвасалия, это про Мартина Маржелу и его команду больше 20 лет назад. 

Maison Martin Margiela 1994
Maison Martin Margiela 1995

С этого момента, коллекции бренда будут предвосхищать основные фэшн-процессы и представлять собой протест главным трендам декады, а сам Маржела, поддерживая анонимность, станет настоящей загадкой, которая, впрочем, остается притягательным мифом до сих пор.